Расстановка цели

Часто ссылаюсь на этот способ помочь себе быть более ясным в своих целях. 

Методика изложена в книге М.В. фон Кибеда и И. Шпаррер «Совсем наоборот». По-прежнему призываю читать источники.

Для того чтобы сделать структурную расстановку проблемы, для начала нужно этой проблемой обзавестись. То, что мы часто называем проблемой, по сути, ею не является, а является внутренней зоной дискомфорта, в которой есть спутанность мышления, эмоций и телесных ощущений. Поэтому существует некоторая предварительная работа по прояснению ситуации. 


Шаг 1. Определяем проблемную область. Выбираем в качестве темы исследования, некоторую область (запрос, тему), в которой мы хотели бы большей ясности и, возможно, новой внутренней позиции. 


Шаг 2. Формируем фокус проблемы. (Вопросы буду формулировать от женского лица, но они подходят и для мужчин). По умолчанию нам может казаться, что мы целиком и полностью сидим в проблемной зоне. На самом деле полезно прислушаться к себе и задать несколько вопросов: Та, кто испытывает эту проблему, это вся Я или часть меня? У кого на самом деле существует эта проблема? В каких контекстах для меня это является проблемой, а в каких нет? Как давно я ощущаю эту тему как проблему? Было ли когда-то для меня иначе? Решение этой проблемы нужно мне или еще кому-то? Это является только моей индивидуальной проблемой или это является проблемой для группы людей? Не надо торопиться. Внимательно слушайте себя, свое тело. Задавайте вопросы в самую глубину себя и не торопитесь услышать ответ. Ум очень любит отвечать сразу, будьте бдительны, ждите ответа, который приходит изнутри. Иногда, ответы бывают неожиданные, и удивляться можно начать уже с этого места. Теперь, обдумав вопросы, сформулируйте, кто в вашем запросе (какая ваша часть) является носителем проблемы. Дальше в работе эта часть будет называться Фокус. И напишите на листочке: Мой фокус: ……………… 


Шаг 3. Формируем цель. Важно! Не бывает проблемы без направления и цели. Если человек не хочет перемен, то и проблемы не существует. Если человек хочет, чтобы все осталось как есть, то его цель – устранить угрозу перемен. Важно! Цель должна описывать наличие чего-то, а не отсутствие некоего недостатка. Определение цели может быть нечетким, и тогда мы говорим о направлении движения, а не о цели. Важно! Когда будете давать название своей цели, оставайтесь открытыми к возможности ее изменения во время работы. Прислушиваемся к себе и отвечаем на вопросы: В каком направлении должна развиваться ситуация? Что должно быть вместо проблемы? Кем я буду без этой проблемы? По каким признакам я замечу, что проблема исчезла? Как будет чувствовать себя мое тело? Кто еще поймет, что я достигла цели? По каким признаками другие поймут, что я к ней пришла? Пишем на листочке: Моя цель: ……………… 


Шаг 4. Формируем препятствие. Нет проблемы без препятствий и нет препятствия, которое не являлось бы скрытым ресурсом. Важно! Нет проблемы без препятствия, не пускающего к цели. Если препятствия принципиально непреодолимы, то это не проблема, а неправильно поставленный вопрос Важно! Преодоленное препятствие часто представляет собой еще и важный опыт, и, следовательно, скрытый ресурс. Пишем на листочке от одного до трех препятствий, которые мешают решению: Мое препятствие: ……………… Задаем себе следующие вопросы: С чем мне придется справляться, если препятствие исчезнет? Что случиться, если я приду к цели? Что случится, если я не приду к цели? Что не случиться, если я приду к цели? Что не случиться, если я не приду к цели? Чему или кому на самом деле препятствие помогает? Как препятствие помогает мне?                                                                                                          Пишем на листочке: Мой скрытый в препятствии ресурс: ……………………. 


Шаг 5. Формируем неиспользованный ресурс. Важно! Не бывает рациональной проблемы без пока еще неиспользованного (или недостаточно использованного) ресурса. Если все ресурсы использованы, а цель не достигнута, то речь идет о принципиально неразрешимом вопросе. И значит, что решение такой задачи не может привести к цели, а задача относится к разряду неправильно поставленных вопросов. Важно! Если уж мы решили из темы сделать проблему, то тем самым мы признаем факт, что не все ресурсы исчерпаны. Задаем себе вопросы: Какая из моих способностей могла бы помочь прийти к цели? Что из моего прошлого жизненного опыта может быть для меня ресурсом? Какие формы сотрудничества я пока недостаточно использовала? От чего я могла бы отказаться, чтобы получить больше свободы для решения проблемы? Пишем на листочке: Мой неиспользованный ресурс: ……………………. 


Шаг 6. Формируем скрытую выгоду. Важно! Ни одна проблема не просуществовала бы долго, если бы система, в которой эта проблема существует, не получала бы от этого никакой выгоды. Важно! Если у нас получится полностью согласиться с ценой, которой нам будет стоить отказ от скрытой в проблеме выгоды, то полученный результат может стать бесценным. Эта ценность может вывести нас на тот путь, где мы действительно полностью примиримся с проблемой и ее решением. Задаем себе вопросы: Для чего проблема полезна? От чего проблема меня защищает? Какие у меня на данный момент плюсы от того, что проблема не решена? Пишем на листочке: Моя скрытая выгода: ……………………. 


Шаг 7. Формируем будущую задачу. Важно! После решения любой проблемы возникает новая задача, которую уже следует рассматривать как составную часть проблемы. Задаем себе вопросы: Что будет на повестке дня, когда проблема будет решена? С чем еще мне пришлось бы справляться, если я добьюсь успеха? В каких более широких рамках целей и задач для меня важен данный вопрос? Пишем на листочке: Моя будущая задача: ……………………. 


На этом этапе мы вычленили и рассмотрели элементы расстановки проблемы по запросу. Почему именно эти элементы взяты для рассмотрения? Потому что именно эти элементы являются составными частями структуры любой проблемы, в соответствии с изначальной логикой Л. Винтгенштейна. Не зря я писала часть 2 о структурных расстановках. Дальше следует собственно расстановка с помощью специалиста. Или мы можем продолжить собственное исследование и тогда нам нужно сделать следующее: 


1. На листах бумаги, которые в дальнейшем будут служить напольными якорями, напишем названия выбранных элементов: фокус, цель, препятствие, скрытый ресурс, скрытая выгода и будущая задача. На листах стрелочкой обозначаем направление внимания (направление взгляда, если бы у листочков были глаза). 


2. Выбираем пространство для работы (например, комната) и каждый листочек по очереди располагаем в пространстве. Начинаем с фокуса. Медленно, чувствуя пространство вокруг себя, с листочком в руках, находим место, которое телесно воспринимается как правильное для этого элемента, и кладем его на пол, учитывая направление стрелки на листе. 


3. Когда все листочки будут размещены, отходим в сторону и изучаем композицию. Обращаем внимание на то, как мы чувствуем себя сейчас, глядя на этот образ. Как чувствует себя тело, что происходит с дыханием. 


4. Поочередно встаем на каждый листочек, внимательно наблюдаем, как меняются ощущения внутри тела.

Обращаем внимание на то, как воспринимается с этого места свобода движения, куда направлен взгляд, какие элементы попадают в поле зрения, а какие не видны. Есть ли внутренний импульс к перемещению, и тогда какое место хочется занять. Для каждого элемента коротко записываем важное из ощущений. 


5. После полученного опыта отходим в сторону и опять изучаем композицию. Думаем о том, как могло бы выглядеть изменение композиции, при котором всем элементам стало бы лучше. При котором все элементы одинаково принадлежали бы к системе. И связи между элементами ничего бы не мешало. Если образ нового расположения элементов становится понятен, размещаем листочки в соответствии с этим новым образом.

 
6. В новом расположении элементов обязательно проверяем, как мы чувствуем себя на месте фокуса, и как изменились ощущения, когда мы становимся на место других элементов. По мере необходимости продолжаем работать над поиском лучшего расположения элементов, периодически отходя в сторону от композиции и проверяя свое собственное самочувствие.

Поиск композиции, при котором все элементы системы чувствуют себя максимально хорошо не самая простая задача. У меня на это уходят годы практики. Но даже если вы нашли чуть лучшее расположение, это уже шаг вперед, к цели. Это уже более гибкое внутреннее пространство и большая ясность.