Профессиональная супервизия

Я считаю полезным в своей супервизионной деятельности опираться на идеи о развитии профессиональной идентичности расстановщика/психолога/системного терапевта, в основе которых лежит работа FlorenceKaslow (1986) «Supervisionandtraining. Models, dilemmas, andchallenges». Любителям первоисточников очень рекомендую прочитать оригинал, а с остальными делюсь некоторыми своими наблюдениями.

Обретение профессиональной идентичности, возможности называть себя расстановщиком/психологом/помогающим практиком с чувством глубокого согласия со словом, со своей деятельностью, со своим внутренним профессионалом, очень важно для обретения смыслов в работе и жизни. Я буду использовать в описании идентичности слово расстановщик, а вы можете заменить его на любое другое, удобное вам. Становление доверия к себе как к расстановщику, доверия к своим профессиональным умениям; к силе, возможностям и ограничениям расстановок как современному психологическому методу или инструменту работы – часть роста нашей профессиональной идентичности.

В процессе этого становления мы проходим несколько этапов, вслед за Каслоу я выделяю 6 таких этапов. И на каждом этапе есть свои основные вопросы к супервизору и процессу супервизии, на каждом из этапов перед супервизором стоят разные задачи. И если супервизор хочет быть по-настоящему полезен, то будет хорошо, если в своей работе он будет учитывать разноплановость этих задач.

Наше движение по этой воображаемой линии становления не является линейным, возможны возвращения к более раним этапам, важно просто учитывать это движение внутри себя.

Для тех групп супервизии, которые я провожу для студентов разных расстановочных школ, характерна работа с первыми тремя этапами. Этими этапами я и ограничусь при описании процесса супервизии.

ЭТАП 1.

Рождение идентичности.

Это этап, когда высшего внутреннего расстановщика ещё нет, он только рождается. На этом этапе много влюблённости в метод, интереса к теме, возбуждения и неясных страхов. Вы узнали много нового, попробовали себя в упражнениях, попробовали метод на себе, сделав несколько работ. Может быть, вы даже попробовали сделать расстановку кому-то ещё, и она помогла. Это этап волшебства, надежд, вы уверены, что быть расстановщиком – это вам подходит, но реальных клиентов и клиентских групп у вас пока нет.

Главная задача супервизии на этом этапе – создание максимально безопасного формата вашей работы. В этой безопасности вы сможете лучше почувствовать и соединиться с зарождающимся терапевтом внутри вас. Задача супервизора – обеспечить безоценочность вашей работы и любую нужную вам поддержку на любом из её этапов, а в обратной связи подсветить вам ваши сильные стороны, чтобы вы лучше осознавали, на что вы уже можете опираться в себе.

Ваш запрос на супервизию может быть в том, чтобы поработать в условиях поддержки, без страха ошибиться. В том, чтобы лучше понимать свою силу, в том, чтобы лучше понимать этапы и контексты самой работы.

ЭТАП 2.

Детство идентичности.

Этот этап начинается примерно с первым клиентом и длится до момента признания собственной силы и влияния в расстановке. Для многих начинающих расстановщиков этот этап длится очень долго. Больше всего на этом этапе вас волнуют вопросы: достаточно ли я знаю, чтобы работать? Успешны ли мои работы? Почему у меня так мало/так много/такие странные клиенты? Как распределяется ответственность в работе – за что отвечает клиент, а за что я?

Это сложный этап для супервизии, так как внутренний расстановщик ещё очень раним, и любое замечание вызывает к проживанию детский опыт с родителями, опыт критики, обесценивания, игнорирования. На этом этапе ещё сложно делать квалификационные работы, мастер-классы и предъявлять себя публично. И это связано не только с вашими личными характеристиками, это напрямую связано с количеством расстановок, за которые вы получили деньги. Ваш внутренний расстановщик ещё только растёт и ему нужен опыт.

Задача супервизии на этом этапе может быть в том, чтобы супервизор хорошо понимал, что у вас и так завышенные требования к себе на этом этапе. То, как вы ругаете и недовольны собой сами – не повод для супервизора объединяться с этим вашим внутренним критиком. Задача супервизии подсветить вам те места, где вы можете выдохнуть и снять с себя лишнюю ответственность, как в анекдоте:

«Конец рабочего дня. В лифте спускаются молодой и старый психоаналитики. Старый психоаналитик свеж, бодр, что-то жизнерадостно насвистывает. Его молодой коллега «выжат, как лимон», едва не валится с ног от усталости. Молодой психоаналитик с трудом поднимает глаза на старого и, едва ворочая языком, выдавливает из себя: «Коллега, как вы умудряетесь в конце дня оставаться таким бодрым? Ведь столько тяжелых историй, столько горя, все это так изматывает!» «Позвольте, коллега, — отвечает старый психоаналитик, — Вы что же, их еще и слушаете?»

Ещё один из важных аспектов супервизии может быть в том, чтобы делать для вас яснее переносы и контрпереносы, которые участвуют в работе. Системным языком – это влияние на вас систем – клиента, его родовой системы, вашей собственной родовой системы.

Ваш запрос на супервизию может быть связан с потребностью в большем различении своих и клиентских контекстов влияния, с большей устойчивостью к отдельным темам, со своими «слепыми пятнами». Этот период самое лучшее время для регулярной супервизионной поддержки, на этом этапе она очень полезна. Особенно, если вы выросли из своих детских болезненных программ видеть критику в поддержке и смогли найти супервизора, который не критикует, а работает над вашим запросом.

ЭТАП 3.

Рост идентичности.

Вы начинает чувствовать, что клиенты относятся к вам серьёзно. Именно к вам, а не кому-то другому приходят люди, именно вам они платят деньги и ждут возможности сделать расстановку у вас. На этом этапе ваше внимание потихоньку начинает переходить с ваших внутренних процессов на процессы клиента и то, что происходит в вашем контакте с ними. У вас регулярная практика, и при существующем объеме расстановочных работ, время от времени происходят «странные» или непонятные расстановки, которые чаще всего и являются предметом супервизии. Только на этом этапе возникает возможность принятия конструктивной критики от более опытных коллег, и эта критика приводит к вашим изменениям, а не просто проходит сквозь вас.

Задача супервизора на этом этапе привлечь свой опыт, знания и инструментарий для решения ваших задач. На этом этапе супервизор становится полем вашего возможного расширения и профессионального роста.

С темами запроса на супервизию на этом этапе уже нет проблем. Есть клиентские случаи, есть чувствительность к своим «слепым пятнам», есть потребность в развитии через супервизию в принципе. Запросом на супервизию может быть исследование нюансов вашей работы – ваш контакт с клиентом во время работы, ваш контакт с запросом клиента, ваша восприимчивость поля расстановки или отдельных его фрагментов.

Пространство супервизии, поддерживающее и развивающие может быть бесценным опытом для вас и большим подспорьем для вашего растущего расстановщика.

Добро пожаловать на группы супервизии!